Интервью с Бьорк

Заметки с рижского "Суммера"
Восхождение на Хваннадальсхнукур
Исландский карнавал девочки-эльфа
Бьорк - Эльф №1, о себе самой
Drawing Restraint 9
Бьорк: Полярная звезда
Бьорк: с нами и против всех
Певица - факел
Бьорк в Москве. Интервью. 2003 год.
Правила жизни Бьорк
Бьорк: "Моя страсть – музыка"
Клип на песню "All Is Full Of Love"

Восхождение на Хваннадальсхнукур

Вышедший 10 сентября альбом Бьорк "All The Remixes Of The Debut Album For People Who Don't Buy White Labels" славы в Исландии г-же Гудмундсдоттир не прибавил. По словам людей, знающих Исландию, исландцы к чужой и своей славе равнодушны. Выражения типа "известный человек" у них не в ходу: "Там и так все друг друга знают"

СОВРЕМЕННЫЕ ИСЛАНДЦЫ КАК ОНИ ЕСТЬ
(ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ БЬОРК И ИССЛЕДОВАНИЙ ООН)

"Несколько лет назад люди из ООН проводили специальное исследование в разных странах мира. Задавали сотни вопросов. Был там и такой: "Во что вы верите?" Почти все, ну процентов 90, сказали "в Аллаха" или "в Деву Марию", или еще в кого-то. А в Исландии люди отвечали: "В себя". А еще был вопрос: "Счастливы ли вы?". Почти во всем мире чаще всего говорили "еще нет" или "да, был когда-то". А исландцы отвечали: "Да...Конечно...А вообще-то валили бы вы отсюда..." Про счастливцев исландцы говорят: "Он с Хваннадальсхнукура не слезает". X...- это на их острове самый высокий вулкан.

КРАТКИЙ КУРС ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ИСЛАНДИИ
(В ИЗЛОЖЕНИИ БЬОРК)

"Люди, когда-то прибывшие в Исландию, были викингами. У них были нелады с норвежскими властями. Поэтому они и уплыли в бушующий океан. Было это в Северной Атлантике в 800 году. Плавали, плавали и в конце концов нашли остров - по себе, весь в снегу".

ПРЕДЫСТОРИЯ БЬОРК,
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ

На сцене с 11 лет. Училась в музыкальной школе. Одно время играла в панкгруппах "Tappi Tikarras" /"Заткнись"/ и "Kukl" /"Колдовство"/. Потом были "The Sugarcubes", творчество которых многим казалось клоунадой. Сами музыканты к своей деятельности относились не многим серьезней. Бьорк - из тех, кто делит музыку не на стили и жанры, а на "хорошую" и "всю остальную": "Люблю чистые вещи, я б даже сказала - экстремальные. Не перевариваю продукцию типа серединка на половинку". Поэтому среди музыкальных пристрастий всеядной Бьорк - Мария Каллас, Игорь Стравинский и "Public Enemy".

МЕЖ ДВУХ "МОНАСТЫРЕЙ"
Подростковая пора Бьорк прошла между двумя полюсами: почти бюрократическим укладом жизни во вполне состоятельном семействе отца и общиной хиппи, где обитала ее мать. Кстати, первые вещи, самостоятельно приобретенные Бьорк, - палатка и спальный мешок. Время от времени меняя "среду обитания", юная особа любила устраивать маленькие "культурные шоки", приходя в один монастырь с уставом другого - и наоборот.

ДОМ
Если идти по дому Бьорк сверху вниз, то бросается в глаза безупречная логика: каждому этажу - свое функциональное предназначение. Причем сам порядок следования этих этажей-функций соответствует иерархии ее жизненных ценностей /в порядке убывания/: "На самом верху у нас спят и работают. Ниже - смотрят фильмы, ну и вообще культурно проводят досуг. А в самом низу - жрут и все остальное".

СЛОВА И ЗВУКИ
Энергия и эмоции, которые отмечают в ее композициях критики, не только единственное, что важно для нее. "Раньше я как-то не очень доверяла словам. Поначалу я даже не пела, и в помине не было никаких слов, я просто издавала звуки, создавала шумы. Был даже момент, когда одна моя подруга извлекала звуки из машины для изготовления поп-корна, а я стучала на барабанах. И все это на полном серьезе. А мой друг однажды записал храп моего дедушки, и это стало ритмической основой для нашей очередной "песни".
"Теперь все несколько по-другому. О многом хочется поведать, многое хочется как-то выразить. И если вы скажете людям по-английски просто happiness, этого будет недостаточно.
Порой я просто зацикливаюсь на поэзии. Это одна из тех вещей, без которых мне не выжить. Чисто физически. Без нее все равно, что не спать, не есть, не трахаться и не заниматься музыкой".

"КОГДА ПЬЯНА, А ПЬЯНА ВСЕГДА"
Когда я напьюсь, меня просто переполняет счастье. Ей-Богу! А вообще с выпивкой у меня так получается, что или все, или ничего. Сидишь, скажем, дома. Или как стеклышко - или вдребезги пьяная. Поначалу-то хочется, чтоб все -было культурненько, что бы сесть и потихонечку пить себе красное вино. Две бутылки часов за десять. Но не выходит у меня так. Все время блицкриг получается".

О РАЗГОВОРАХ ЗА ЖИЗНЬ
"После рассуждений о том, кто я, да что я, чувствуешь себя словно раздетой. За последний год я уже столько всего наговорила о своей, мать ее, ж и з н и, все это уже на какую-то терапию смахивает".
Бьорк признает за искусством "волшебную силу", когда случайно услышанная по радио песня может избавить от ужаса или меланхолии.
А в повседневной жизни больше всего радует Бьорк свобода. "Величайший соблазн. Неплохо также поваляться в траве или прыгнуть в воды океана. Еще я люблю смотреть на белые-белые облака. У всех у нас есть свои заскоки. Вроде идей, что, может, лучше-то чистить зубы сапожной щеткой".

КОГДА ВСЕ ЭТО КОНЧИТСЯ
Бьорк часто использует выражение "когда все это кончится", подразумевая под "этим" собственное творчество. Выходит, творчество творчеством, но нормальная жизнь - нечто совсем другое?

Дата: 1994 | Источник: New Hot Rock #8